ТАБУЛАТУРЫ И ДРУГИЕ ИЗЫСКИ.
(нужны ли они?)

Путешествуя по Интернету в поисках интересных музыкальных произведений для гитары, я все время "натыкаюсь" на табулатуры вот такого типа:

Такое ощущение, что попал в какое-то дикое и мрачное средневековье. Табулатур такого типа видимо-невидимо и самое главное, по этим табулатурам исполнить что-либо на гитаре НЕВОЗМОЖНО! Я специально выбрал для примера известную песню "Подмосковные вечера" композитора Соловьева-Седого изложенную, как мы видим, неким Ильей Черенковым. Песня известная и достаточно простая с точки зрения ритмического изложения (хотя и есть синкопы), поэтому здесь еще кое-как можно разобраться в "темном лесу" табулатурных цифр.

Почему же нельзя исполнить пьесу по такой табулатуре? Давайте разберемся. Но сначала обратим внимание на самую легкую, а потому и самую лучшую систему записи музыки. Это система итальянского монаха Гвидо д'Ареццо. Ориентировочно он жил с 990 года по 1050, т.е. тысячу(!) лет назад.

Вот гамма до мажор:

Изучить эту нотную систему нормальному современному человеку любого возраста не составит особого труда. Достаточно только разобраться в ней, на что уйдет, пожалуй, только пять минут.

Итак, звук имеет два основных параметра. Это высота звука и его длительность. По аналогии в математике это "x" и "y", в географии - широта и долгота. Задача; звуки надо записать на бумагу, при этом четко и доходчиво отразить два основных параметра звука, о которых говорилось выше. Гвидо д'Ареццо проблему записи звука решил очень просто. Вероятно, он играл на каком-то пятиструнном инструменте (скорее всего, это была пятиструнная гитара) и он чертит пять линеек, а на них и в промежутках между ними ставит заметки. Заметки по-итальянски - ноты.

Итак, осознав, что нам нужно выучить только два(!) параметра: высоту и длительность нот, приступаем к делу. Задача Ареццо при решении проблемы состояла в том, чтобы звуки записать на бумагу. С чем он мастерски, проще говоря, гениально справился. Если у звука два параметра, то и у нот должно быть два параметра. Если мы освоим эти два параметра, то мы знаем ноты!

Продолжим. Представим себе, что мы для эксперимента хватаем первого попавшего нам на улице прохожего, может быть и весьма пьяного, и показываем ему ноты с гаммой до мажор. Спрашиваем, какая нота самая высокая, и какая самая низкая. Любой прохожий вам ответит правильно!

Разобраться с высотой нот нормальному человеку надо одну минуту. Осталось разобраться с длительностями. Кстати, материально плохо обеспеченному человеку это сделать будет несколько легче. В наше время бедный человек, покупая в магазине хлеб, часто берет не всю буханку, а половину, бывает и четверть буханки. В нотах Гвидо применяет этот принцип элементарной арифметики. Наверное, он тоже был бедным.

Итак, существуют ноты по длительности целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые и т. д. Закрепим знание длительностей, записав эти длительности нот, начиная с целой, на нотном стане.

Сколько затратили минут, чтобы разобраться в длительностях? Думаю, что не более 4-5 минут, если вы учились в первом классе. И это все! Разобравшись в этих двух параметрах итальянской системы, можно констатировать, что Вы знаете ноты итальянской системы! А вот учиться играть на гитаре и всей жизни не хватит. Но это уже другая тема. Кстати, для игры по более-менее нормальным табулатурам этот параметр, параметр длительностей нужно так же, как и в системе Аретинского, хорошо знать.

Я перевел табулатуру песни "Подмосковные вечера" композитора В.Соловьева-Седого в нотную запись Гвидо д'Ареццо. Вот что получилось:

Запись песни выполнена неплохо, впрочем, не совсем верно будет звучать 4-ый такт, 6-ой - это безобразие в первой половине такта, 10-ый - тоже неверно, в 13-ом бас лучше не "ля", а "ми", т.к. здесь должен быть квартсекстаккорд, 14-й - гармонически упрощенный и во второй вольте неправильная гармония. Как мы видим, достаточно много ошибок в небольшом изложении весьма простой песни. Предлагаю для сравнения свой вариант песни "Подмосковные вечера" композитора В.Соловьева-Седого. Я действовал четко и просто. Прежде всего, основой для меня было уважение к авторскому тексту. Вот что получилось:

Я взял тему и аккорды В.Соловьева-Седого и подписал, согласно аккордам, аккомпанирующую часть гитарным вариантом. Получилось неплохо, а самое главное - честно. Возможно, я несколько переборщил, добавив шестнадцатые. Если это место будет трудно играть, то играйте предыдущим вариантом, вариантом Ильи Черенкова, эти такты. Еще раз подчеркну, я даю четкий и честный вариант изложения песни, а не какую-то "отсебятину", тем самым, демонстрируя уважительное отношение к творчеству композитора и к гитаристам, которые будут играть эту песню по нотам моего изложения.

Если представленная тема достаточно сложна для начинающего гитариста, то возможна запись упрощенного варианта. Замысел композитора искажается, но пьеса становиться доступной для исполнения. Вот пример такого искаженно-упрощенного изложения:

Нужна ли все-таки табулатурная система? Здесь можно четко объяснить так: убийце нож давать нельзя, а нормальному человеку нож можно дать хотя бы для разрезания хлеба на четвертинки.

На сегодняшний день существует три вида табулатур:

Первый вид - это запись цифрами (один параметр) без обозначения длительностей (второй параметр).

Пример такой табулатуры приведен в начале статьи. По таким табулатурам играть невозможно, т.к. в них не отмечен параметр длительности. Это все равно, что вы даете команду капитану судна прибыть на определенную долготу в мировом океане, но, не указывая капитану широту. К сожалению, таких, прямо скажем, дурацких табулатур очень много. (Просто поразительно: по таким табулатурам опытнейший гитарист играть не может, а вот начинающие "играют"!)

Второй вид - это и обозначение высоты цифрами и обозначение длительностей. Вот запись такими табулатурами моего варианта песни "Подмосковные вечера":

Такие табулатуры приемлемы на первых порах обучения и даже необходимы для увеличения скорости разучивания итальянских нот. Недостатком их является только как бы некоторая подчиненность опытному гитаристу. Как он напишет, так и придется играть. А если опытный гитарист ошибается? В таких случаях лучше учиться на своих ошибках.

Интересно, что если трезво и непредвзято взглянуть и сравнить табулатуры и итальянскую нотную систему, то моментально видно, что ноты лучше табулатур и легче?! По длительности они абсолютно равноценны, а вот по высоте цифры не дают звуковысотного представления в отличие от нот. И поэтому, музыканту с хорошим слухом просто невозможно играть по табулатурам.

Третий вид - табулатуры сопровождают нотный текст и пишутся без обозначения длительностей. Такой вариант достаточно хорош, т.к. длительности уже есть в нотном тексте.

Этот вид табулатур наиболее приемлемый. По существу, к нотной системе добавлена еще одна дополнительная система. Что в принципе не плохо. Но все же и здесь можно найти недостаток. Зачем дублирующая запись, которая к тому же занимает достаточно много места.

Вот третий вид нотно-табулатурной записи:


Человеку для начального обучения табулатуры второго и третьего типа могут принести достаточно большую пользу. Они помогут быстрее освоить гриф гитары и с точки зрения нотной системы. Прежде всего, начинающему гитаристу поможет таблица грифа гитары с нотами. С помощью этой таблицы хорошо переводить (переписывать) ноты в табулатуры даже не играя на гитаре.

Но табулатуры - это в какой-то степени костыли для человека с больными ногами. Вряд ли такому человеку придет в голову кричать на каждом перекрестке, что он без костылей ходить не может, да и далеко такой человек не убежит. Так и в музыке, с табами-костылями сильным гитаристом не станешь и хвастаться, что играешь по табулатурам, вряд ли стоит.

Все нормальные музыканты: пианисты, скрипачи и т.д. играют только по нотной системе Гвидо д'Ареццо. Играя только по табулатурам, вы не сможете играть с ними в ансамбле. Вы будете человеком как бы разговаривающем на другом языке. И вы оказываетесь на обочине музыкальной жизни, да еще и создаете о гитаре и гитаристах весьма негативное мнение в музыкальной среде. Скорее всего, поэтому у многих людей сложилось мнение о гитаре, как о неполноценном музыкальном инструменте, недостойном серьезного внимания.

Играя даже по табам второго типа, человек становиться как бы музыкально слепым. Он играет то и так, как напишет ему другой, знающий музыкальную грамоту, гитарист.

Вот, например, ноты:

Музыкально грамотный гитарист выбирает. Он может играть не только так, как указано аппликатурой в нотах, а пойти, может и неправильно, но своим путем. Аппликатура в нотах обычно носит только рекомендательный характер. Варианты в данном отрывке могут быть только во второй части второго такта. Приведем первый вариант в табулатурной записи:

А теперь и второй вариант:

Гитарист, играющий только по табулатурам, играет, как ему напишут, без вариантов.

К сожалению, существуют целые компьютерные табулатурные программы. И за рубежом, а это всегда было важно, к сожалению, для большинства русских людей, очень много табулатурной макулатуры. Умные дяди, зная, что молодежь всегда (!) отрицательно относится к предыдущему поколению впаривают (извините за резкое слово, но точнее не напишешь) ей давно отвергнутую старину. Еще в средине XIX века табулатуры "изобрел" в России некто Любавин. И с его "легкой" руки сборники пьес конца эпохи царизма и начала социализма буквально забиты табулатурами. Второй гриф изобретен в начале XIX века, а парные струны... это глубокое средневековье.

Когда вы сделали хорошее изложение темы какой-то полюбившейся песни, то можно и поэкспериментировать. Написать, например, вариации (фрагмент такой вариации смотрите выше) или сделать джазовый вариант пьесы. Чтобы сделать джазовый вариант; нужно заменить классические аккорды на джазовые, применить джазовый ритм, немного своей фантазии и "дело в шляпе". Вот пример такого "искажения":

А теперь еще об одной напасти. Как известно, даже сверхпростая нотная система не смогла вытеснить старинное буквенное обозначение аккордов. Например, Am, G7 и т.д. Эта буквенная система применяется и для других музыкальных инструментов, а не только для гитары. Вполне логично, записывая сольное гитарное исполнение, представлять аккорды буквенного варианта в нотной записи для аккомпанемента на второй гитаре или, как в случае с песней "Подмосковные вечера", петь эту песню под свой аккомпанемент при необходимости проводя сольные проигрыши в определенных местах. Исполнение в две гитары дает большую полноту звучания, которой не хватает при игре на одной гитаре и делает более уверенной игру солиста при исполнении темы.

Казалось бы, уж тут все ясно, буквенная система еще проще нотной и принята для обозначения аккордов для всех (!) музыкальных инструментов. (Чтобы записать аккорд до мажор, достаточно на клочке бумаги написать букву "C" и все! Чтобы записать нотами, нужна бумага с нотным станом или надо разлиновать чистый лист, написать ключ "Соль" и нарисовать 4, или 6-7, заметок-нот на нотном стане.)

Но! Есть умные люди. Вот книга с интересным названием "Учитесь играть по слуху". (А как еще музыканты играют, ноты это только точная запись определенных команд композитора. Слуха нет, никакие ноты не помогут.) Авторы книги Парнес и Оськина. Вот страница этой книги. Книга весьма объемная, в ней 232 страницы. Основную часть (процентов 90) составляют слова различных песен. (Как легко писать такие книги!) Вместо буквенных обозначений, авторы придумали свои, новые. Что ж, для себя они поступили весьма умно. У этих авторов впущено уже в XXI веке более десяти книг такого типа и для других музыкальных инструментов, а эта книга уже девятого издания?!

Подводя итог этой статьи, хочу посоветовать гитаристам, не занимайтесь чепухой, не изобретайте велосипед. Играйте, используя тысячелетиями апробированные системы, выучив их за пять минут. Систему Аретинского использовали Бах, Вивальди и миллионы других прекрасных музыкантов. Это большая глупость и тупость играть по табулатурам и каким-то там цифрам, считая себя умнее миллионов умнейших музыкантов, которые жили в последнее тысячелетие в разных странах и в частности в России.

Что же? "Белых пятен" не осталось? Уже нечего изобретать и придумывать?

Во первых, табулатуры тоже не вы изобрели, а во-вторых… За двадцатый век для шестиструнной гитары гитаристы-композиторы сочинили, на мой взгляд, только несколько хороших пьес. Так что, работы непочатый край! Успехов!


© В. Агапов
19июня 2005 г.
Буду рад выслушать критические замечания гитаристов по поводу этой статьи.


Мир и Музыка demure - Портал для гитаристов - Ноты, статьи, музыка Alliot Krage's Musicschool     Guitar Studio - информационный центр для гитариcтов Lute.ru
Hosted by uCoz