Клиенты ICQ – польза и вред.

Было проанализировано несколько вариантов решения вопроса «чем аськать?». Этот обзор не претендует на какую-то строгость и на привязку к какой-то определённой тематике (например, usability или дизайн). Скорее, некие оценки в разрезе моих вкусов (о которых не спорят).

 

1. "Штатные" средства (ICQ, ICQLite, ICQ Rambler).

 

Преимущества.

Основное – то, что они штатные. Т. е. неприятных сюрпризов можно ожидать с наименьшей вероятностью. Протоколы поддерживаются, есть средства вести разговор в стиле «чат», есть возможность групповой рассылки, корректно поддерживается server-side контакт-лист, списки игнорирования и невидимости, полное и подробное заполнение и корректное сохранение своего about, поддерживаются средства «xStatus» (с выводом «добавочной» пиктограммы в окно контакт-листа) и «typing notification».

 

Недостатки.

  1. Чрезвычайно громоздкий и ресурсоёмкий интерфейс, большие размеры окон, большие расстояния между строками текстовой информации, большие участки пустого места в окнах (особенно в окне разговора). Скажем так, не вызывает положительных эмоций при больших (от 30 чел.) размерах контакт-листа.
  2. Наличие в окнах областей (и довольно обширных), куда выводится реклама. Да, да, без неё никуда, но… не радует. И в плане траффика тоже.
  3. Чересчур грамотная «политкорректность» в отношении контактов. Если оный Вас не авторизовал, статус его Вы не увидите, в группу не занесёте, а то и сообщение не дойдёт. Не увидите Вы ip-адрес, данные о клиентском программном обеспечении, данные о возможностях клиента. Не прочтёте статусное сообщение, не затратив определённых усилий. А сообщение xStatus, наоборот, влезет в окно разговора в самый неподходящий момент. Пользоваться «typing notification» весьма затруднительно, т. к. разглядеть информацию в цветастом окне довольно сложно. Также не радует громкое уведомление о «дне повидла» за два дня до оного, сие не в наших, как говорится, традициях, а перестраивать нужно для каждого контакта (а если их 200?). Лично для меня это кончилость стиранием моей даты рождения из about.
  4. Настройки по умолчанию таковы, что их сразу же надо перестраивать. В частности, звуки, приём сообщений «wwwpager» и «e-mail express», опции показа контакт-листа. Также ввод специфического статусного сообщения требует определённых усилий.

 

2. QIP (Quiet Internet Pager).

В целом не самая плохая замена «штатной» ICQ 5.1 для тех, кому реклама – основная досада. Но и только. Окинув сие чудо беглым взглядом, понимаешь, что у пацанов, его писавших, непонятки с логикой.

 

Преимущества.

  1. Поддерживает (по крайней мере, так заявлено) всё «штатное», за исключением режима «чат», мультиадресной рассылки и ещё, быть может, кое-чего ненужного, до чего я так и не добрался. Ряд самых нужных настроек вынесен в интерфейсе на панель контакт-листа и легко доступен: списки невидимости и игнорирования, включение/выключение звуков, задание статуса и xStatus.
  2. Тем не менее, весьма бесцеремонен с Вашими контактами. Позволяет видеть всю информацию в «сыром» виде, которую их клиенты анонсировали при handshake. Позволяет работать без обязательной авторизации и видеть статус. Уведомляет Вас об активности контактов (и даже неконтактов) по отношению к Вам (в частности, чтение статусного сообщения).
  3. Содержит средства, скажем так, «высшего уровня» применительно к работе с протоколом. В частности, контроль статуса найденных контактов прямо из окна поиска. Кроме обычных статусов и xStatus, поддерживает ещё свои дополнительные статусы (которые, правда, видны только другим пользователям QIP). Позволяет в произвольный момент времени посылать контактам сообщения о добавлении, запросы на авторизацию и разрешения авторизации (хороший способ напомнить о себе, не правда ли?). Можно «подсунуть» в свои handshake-данные наименование другого клиента и/или другую версию, а также вообще написать что попало.
  4. Лёгкий способ обойти «штатную» беду «штатных» средств – одновременный запуск нескольких экземпляров с несколькими учетными записями. Логин можно просто задать в командной строке ярлыка.
  5. Возможность автоматического восстановления соединения при проблемах в сети, причём с последним использовавшимся статусом и xStatus.

  6. Не требует инсталляции.

 

Недостатки.

  1. Главный недостаток касается самого главного, ради чего вся каша и варилась, – обмена сообщениями. Данный клиент никак не регламентирует и не гарантирует доставку сообщений. Написанное Вами провалится в верхнюю часть окна диалога, даже если Вы в offline. Если получатель не может принять сообщение директом (ну выкинуло его, бывает), оно, скорее всего, до него так и не дойдёт (а Вы об этом так и не узнаете), ибо с server relay у этой штучки тоже напряжённые отношения: отправлять «в оффлайн» он не всегда «хочет» и принимать – тоже.
  2. Средства «фильтрации базара» (т. н. антиспам/флуд) не радуют – есть подозрение, что фильтруется не совсем (или совсем не) то.
  3. Ротация контакт-листа при его отображении – за это хочется и руки выкрутить. Если Вы скажете в настройках: «По алфавиту» (впрочем, настройки – отдельная песня), он будет сортировать железно по алфавиту. Но, не дай кто-то, Вы сказали «По статусу» – ищите-свищите нужных Вам людей, т. к. контакты будут в порядке, который похож на случайный.
  4. Некоторые доп. средства реализованы неудобно и/или неполно. В частности, xStatus, который в протоколе состоит из двух строк – заголовка и сообщения: Вы будете видеть и сможете задать только заголовок. Чтение обычного статусного сообщения требует некоторых усилий.
  5. Почему-то количество выводимой о контакте информации жёстко поделено на онлайн и оффлайн. Т. е., как только контакт отсоединяется от сети, Вы уже не увидите, каким клиентом он пользовался, когда последний раз логинился и т. д.
  6. Окно настроек. Как и положено, есть три кнопки: «OK», «Применить» и «Отмена», но… все три доступны в любой момент времени. Т. е. совершенно не понятно, что Вы уже поменяли, что применили и что отменится при нажатии на кнопку «Отмена».
  7. Мелочь, но неприятная – подарок от штатных средств. Огромные межстрочные интервалы в окнах, огромный крупный шрифт по умолчанию и большие куски пустого места в окнах.
  8. Не совсем корректная работа с server-side контакт-листом. Если он сохранен клиентом, не поддерживающим запись доп. информации (например, имени), то в контакт-листе QIP покажет номер ICQ, и поменять это представление на сервере будет уже невозможно.
  9. При смене статуса нет возможности принудительно потребовать ввода статусного сообщения. А по умолчанию оно вообще пусто. Меня, например, раздражает, когда человек away, но не сказал, куда.
  10. Корректность заполнения и сохранения about в принципе достаточна, но относительна. В частности, раздел «Интересы» заполняется не в той логике, в какой его подлежит сохранять. Также игнорируется опция «Не показывать e-mail».

 

3. Miranda IM.

Типичный образец «модульного» решения со всеми вытекающими преимуществами и – увы! –недостатками (как говорится, слон состоит из хвоста, ушей и бегемота). Т. к. эта вещь ещё и мультипротокольная, буду рассматривать особенности только применительно к ICQ.

 

Преимущества.

  1. Самое главное – интерфейс. Расположение элементов управления, внешний вид окон, компактность, цветовые гаммы по умолчанию, отсутствие декоративных элементов оформления – располагают к отсутствию посторонних мыслей. Сообщения о смене статуса контактов, typing notifications, активности по отношению к Вам выводит в компактных всплывающих окнах, что не отвлекает, но позволяет располагать всей нужной информацией. «Краткая» информация о контакте может быть настраиваемой, достаточно полна и сохраняется между сеансами.
  2. Позволяет работать с контакт-листом в двух вариантах – server-side и client-side. Даёт возможность перехода между вариантами, «на всякий случай» сохраняя все контакты на стороне клиента (если server-side список вдруг исчезнет, его можно восстановить со «своей» копии, а не любоваться на пустой экран, как, например, при использовании QIP).
  3. Гарантирует доставку. Т. е., не получив подтверждения от клиента «по ту сторону», конечно, дает возможность отправить через server relay, но, в общем, добивается своего.
  4. Даёт возможность client-side игнорирования, т. е. неугодные Вам личности могут посылать что угодно, но Вы, не занося их на постоянной основе в server-side список игнорирования, ничего от них не получите.
  5. Если Вы не уверены в своей контактоспособности по отношению к конкретному персонажу Вашей сетевой жизни, Вам дается возможность «тихого» добавления его в контакт-лист – без запросов авторизации и даже оповещения о добавлении (правда, при этом Вы должны использовать client-side контакт-лист, т. к. добавление в server-side означает автоматическую посылку уведомления о добавлении).
  6. По умолчанию требуется принудительный ввод сообщения о статусе. Полезно занятым людям, которые предпочитают расшифровывать степень своей занятости в предположении, что «на том конце» к ним относятся грамотно и внимательно.
  7. Возможности в силу модульности решения пополняются регулярно. Например, можно установить автоответчик и т. п.

 

Недостатки.

  1. Как ни странно, модульность. Над модулями работают различные разработчики, поэтому разнобой в документации и в её прочтении, недисциплинированность, квалификация и стиль делают своё чёрное дело. Из «достижений» в этой области:
  2. Понятие модульности предполагает от пользователя владение понятиями «диск», «файл», «каталог», «dll», «версия», т. е. пользователь должен быть, мягко говоря, очень продвинутым.
  3. Мягко говоря, не очень хорошая приспособленность к работе с несколькими учетными записями. База контактов на одну инсталляцию – одна, если Вы переключите учетную запись, то изменений в контакт-листе не получите. Соответственно, сие не располагает к одновременному использованию нескольких экземпляров с разными учетными записями.
  4. Отсутствует возможность посылки уведомлений о добавлении и запросов на авторизацию в произвольный момент времени.

 

4. SIM.

Делался людьми с системным подходом, причём, исходя из постановки задачи «Взять всё лучшее». Но, как и следует ожидать, этот путь – не самый перспективный из-за обилия трактовок слов «всё» и «лучшее».

 

Преимущества.

  1. Компактный настраиваемый интерфейс.
  2. Поддержка «штатных» возможностей, по крайней мере, заявлена.
  3. Корректная работа с server-side контакт-листом, запись туда информации о номере ICQ и имени и обновление таковой, если она неполна.
  4. Возможности работы с несколькими учетными записями одновременно.
  5. Возможность использования client-side базы контактов Miranda.
  6. Корректная работа с server-side списками игнорирования и невидимости.
  7. «Вольности», обычные для 3-d party клиентов: работа без обязательной авторизации, просмотр специальных сведений (статус, версия клиента, ip-адрес).
  8. Возможность гарантий доставки настраивается (всё ж лучше, чем отправка «в пустоту», как у QIP).

 

Недостатки.

  1. Излишества в настройках и чрезвычайно разбросанный интерфейс настройки (некоторые средства находятся в самых неожиданных местах, например, списки невидимости и игнорирования – среди групп контакт-листа).
  2. Хранение и отображение (по умолчанию) списков «вне контакт-листа».
  3. Игнорирование некоторых спецификаций протокола. Ляпы из этой серии:

 

5. &RQ.

Складывается впечатление, что эта программа написана по итогам всех «Не хочу!» пользователей «штатных» средств. О преимуществах и недостатках тут говорить вряд ли можно, ибо трудно отделить одно от другого, т. к. все характеристики клиента начинаются со слова «не».

 

6. mobICQ/JIMM.

Клиент для работы на мобильных/карманных устройствах. В данном случае, в силу специфики данных девайсов, трудно говорить о «преимуществах» вообще, но – с паршивой овцы хоть шерсти клок.

 

Преимущества.

  1. То, что вообще такой клиент есть. Позволяет существенно экономить средства (по сравнению с телефонными разговорами и SMS) и обеспечить хоть какой-то функционал ICQ.
  2. Новые версии позволяют, опять же, «баловаться» 3-d party «вольностями», в частности, общение и наблюдение статуса без обязательной авторизации.

 

Недостатки.

  1. Ориентир на спецификацию java (j2me), которая, хоть и утверждена и является «священной коровой», но… у всех мобилопроизводителей почему-то различна. В частности, «беды» со звуковым сопровождением и с переключением языка ввода на многих моделях телефонов/КПК/прочих люстротабуреток.
  2. Масса мелких неточностей. К примеру, из окна чтения статусного сообщения невозможно выйти «красной кнопкой», только через меню. Или провалы в арифметике: сумма количеств контактов и онлайн-контактов по группам не всегда соответствует общему количеству контактов и количеству онлайн-контактов.
  3. Чрезвычайно нерегулярная поддержка и выход обновлений.
  4. Мягко говоря, ограниченные средства установки и чтения server-side настроек. В частности, Вы не можете:
  5. Работа только с server-side контакт-листом.

© Dmitry M.

Hosted by uCoz